Приложение 17 к ООП ДО МБДОУ 413 Рабочая программа воспитания
Рабочая программа воспитания МБДОУ – детский сад № 413
реализуется
в рамках образовательной программы дошкольного образования МБДОУ детский сад № 413 и разработана на основе следующих нормативных
актов:
- Конституция Российской Федерации (ред. от
04.07.2020г.) ст. 67.1 п. 4;
- Федеральный закон РФ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
- Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020
№ 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до
2030 года»;
- Федеральный Закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
по вопросам воспитания обучающихся» (далее-ФЗ-304);
- ФГОС ДО (утвержден приказом Министерства
образования и науки России от 17.10.2013г. № 1155);
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до
2025г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05. 2015г. № 996-р);
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от
12.11.2020 № 2945-р об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2021–2025
годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года;
- Стратегия развития воспитания в Свердловской
области до 2025г. (утверждена Постановлением Правительства Свердловской области
от 7 декабря 2017 г. N 900-ПП).
Работа
по воспитанию, формированию и развитию личности дошкольников предполагает
преемственность по отношению к достижению воспитательных целей начального
общего образования.
Рабочая
программа воспитания в МБДОУ
построена на целеполагании, ожидаемых результатах, видах деятельности, условиях
формировании воспитывающей, личностно развивающей среды, отражает интересы и
запросы участников образовательных отношений:
-
ребенка, признавая приоритетную
роль его личностного развития на основе
возрастных и
индивидуальных особенностей, интересов и потребностей;
-
родителей
ребенка (законных представителей) и значимых для ребенка взрослых;
-
государства и общества.
Воспитание
детей дошкольного возраста в настоящее время ориентируется на гармоничное
развитие личности, развитие жизнестойкости и адаптивности растущего человека в
условиях глобальной неопределённости и стремительных изменений во всех сферах
жизни и деятельности на основе базовых ценностей Российского общества
и установок личности, ведущее значение среди которых имеет социальная солидарность,
понимаемая не только как общность прошлого, но, прежде всего, и как общее
будущее.
В
процессе разработки и реализации рабочей образовательной программы воспитания
детей дошкольного возраста требуется знание и понимание современных факторов,
оказывающих влияние на воспитание и личностное развитие ребенка; особенностей
психологического развития ребенка в условиях всеобщей цифровизации; гибкость в
вопросах оперативного внесения в программы изменений, предопределенных
документами стратегического планирования Российской Федерации, развитием
территорий и отраслей; готовность к взаимодействию, обратной связи и
информационной открытости в отношении социальных партнеров ОО.
Под воспитанием понимается «деятельность,
направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и
социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства
патриотизма, гражданственности, уважения
к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения,
бережного отношения
к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде».
Программа воспитания основана на воплощении
национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель
образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание,
обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной
жизни.
Особенности организуемого в МБДОУ воспитательного
процесса (основные традиции воспитания в образовательной организации):
1.
Все воспитательные проекты проходят через обсуждение,
планирование, совместное проведение и создание творческого продукта всем
педагогическим коллективом.
2.
Педагогические работники МБДОУ ориентированы на
формирование детского
коллектива внутри одной возрастной группы, на установление
доброжелательных и товарищеских взаимоотношений между детьми разных возрастов и
ровесниками.
3.
Процесс воспитания проходит во взаимодействии с
родителями (законными представителями).
4.
Процесс воспитания строится на сотрудничестве с
институтами культуры и социальными организациями.
При разработке рабочей программы воспитания
учитываются ключевые идеи Концепции духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России:
-
воспитание и развитие личности гражданина России
является общим делом;
-
двойственная природа процесса социализации человека,
многофакторность и сложность воспитания, развития личности и
социально-профессионального самоопределения в сетевом мире;
-
непрерывность и преемственность процесса воспитания
и развития личности;
-
направленность результатов воспитания и развития
личности в будущее;
-
воспитание человека в процессе деятельности;
-
единство и целостность процесса воспитания и
развития личности;
-
центральная роль развития личности в процессе
образования;
-
контекстный характер процесса воспитания, единство
ценностно-смыслового пространства воспитания и развития личности.
Миссией воспитания и развития личности гражданина
России выступает сплочение и консолидация нации, укрепление социальной
солидарности, повышении доверия личности к жизни в России, согражданам,
обществу, настоящему и будущему малой родины, Российской Федерации, на основе
базовых ценностей Российского гражданского общества и развитие у подрастающего
поколения навыков позитивной социализации.
Реализация рабочей программы воспитания нацелена на
следующие результаты в части воспитания обучающихся:
-
безусловное уважение к жизни во всех ее проявлениях,
признание ее наивысшей ценностью;
-
осознание ценности здоровья, установка на активное
здоровьесбережение человека;
-
любовь к Отечеству, осознание себя гражданином
России – продолжателем традиций предков, защитником Земли, на которой родился и
вырос; осознание личной ответственности за Россию;
-
признание ценности жизни и личности другого
человека, его прав и свобод, признание за другим человеком права иметь свое
мнение;
-
готовность к рефлексии своих действий, высказываний
и оценке их влияния на других людей; внутренний запрет на физическое и
психологическое воздействие на другого человека;
-
субъектность, активная жизненная позиция;
-
правовое самосознание, законопослушность; готовность
в полной мере выполнять законы России; уважение к чужой собственности, месту
постоянного проживания;
-
осознание себя гражданином многонациональной России,
частью народа, проявляющий интерес и уважение к культуре, русскому языку
и языкам предков;
-
готовность заботиться о сохранении исторического и
культурного наследия
страны и развитии новых культурных направлений;
-
принятие и сохранение традиционных семейных
ценностей народов России;
-
уважение к различным вероисповеданиям, религиям;
-
забота о природе, окружающей среде; экологическое
самосознание и мышление;
- осознание
себя частью природы и зависимости своей жизни и здоровья
от экологии;
-
забота о слабых членах общества, готовность
деятельно участвовать в оказании помощи социально-незащищенным гражданам;
-
осознание ценности образования; уважение к педагогу;
готовность учиться
на протяжении всей жизни; стремление к саморазвитию
и самосовершенствованию во всех сферах жизни;
-
проектное мышление; командность; лидерство;
готовность к продуктивному взаимодействию и сотрудничеству;
-
интеллектуальная самостоятельность; критическое
мышление; познавательная активность;
-
творческая активность и готовность к творческому
самовыражению;
-
свобода выбора и самостоятельность в принятии
решений; социальная
активность и мобильность; активная гражданская
позиция;
-
уважение к труду, осознание его ценности для жизни и
самореализации; трудовая и экономическая активность.
Разработка
и реализация рабочей программы воспитания детей дошкольного возраста происходит
с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических,
демографических и иных особенностей региона, культурно-образовательных
потребностей детей, их родителей (законных представителей), традиций и
возможностей педагогического коллектива образовательной организации, с учетом
особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребенок.