20.05.2019
Инклюзивный подход к образованию детей-инвалидов связан с социальным заказом общества и государства. В целом система обучения, воспитания и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов использует потенциал как специальных, так и общеобразовательных учреждений и ориентирована на наиболее часто встречающиеся проблемы ребенка.
Законодательство Российской Федерации, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья – как взрослых, так и детей. Эти гарантии закреплены в Конституции РФ и во многих законодательных актах России: Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральном законе от 24.11.95 N 181-ФЗ (ред. от 21.07.2014 с изменениями, вступившими в силу с 21.10.2014), Федеральном законе от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Постановлении Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года N 175 «О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы» (с изменениями на 11.09.2012 года), в иных нормативных правовых актах Российской Федерации.
Теоретическая база
В современной научной литературе понятия «социальная адаптация», «интеграция», «инклюзия» определяются следующим образом:
Социальная адаптация – «активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе» (Дефектология: Словарь-справочник. - М.:1996.-С.7).
Интеграция в общество человека с особыми образовательными потребностями – «процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни (включая и образование ) наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии и ограничения возможностей» (Специальная педагогика/ Под ред. Н.М. Назаровой. - М.: Академия, 2000.- С. 352).
Инклюзивное (включающее) образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива. Инклюзивное (включающее) образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения (По материалам РООИ "Перспектива" www.perspektiva-inva.ru).
Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех воспитанников с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
В основе инклюзивного образования лежит парадигма гуманистической педагогики, деятельность ДОУ выстраивается
на концепции:
- развития личности Л. С. Выготского, идеи о «зоне ближайшего развития» и развивающего обучения;
- амплификации (обогащения) психологического развития дошкольников (А.В.Запорожец и его школа);
на принципах личностного и деятельностного подходов (Б.Г.Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн);
Виды инклюзии в условиях ДОУ:
- Постоянная – посещает ДОУ полный день до выпуска
- Временная – посещение ДОУ определенный временной период (1 год)
- Частичная (точечная) – посещение праздников, досугов, НОД и других мероприятий.
Проблемы
- Проблема недостаточности финансового обеспечения;
- При введении ребёнка с ОВЗ в образовательную среду детского сада необходимо его сопровождение или тьюторство;
- Проблема подготовки педагогов к работе с детьми с особыми образовательными потребностями;
- Отсутствие обеспеченности учебно-методическими комплектами, программами для работы с детьми с ОВЗ;
- Проблема толерантного отношения сверстников и взрослых к детям с ОВЗ в образовательной среде.
Принципы инклюзивного образования
- Принцип индивидуального подхода
- Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка
- Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников
- Принцип междисциплинарного подхода
- Принцип вариативности в организации образовательного процесса
- Принцип партнерского взаимодействия с семьей
- Принцип динамического развития образовательной модели ДОУ
Организация инклюзивного образования в ДОУ обеспечивает достижение всеми детьми определённого общественного статуса и утверждение своей социальной значимости, способствует развитию детей с особыми образовательными потребностями, мотивируя их в дальнейшем пойти учиться в школу вместе с другими детьми: друзьями и соседями.
Стратегической целью воспитания и обучения данного контингента детей является их социальная адаптация и интеграция в среду сверстников.
− Обучение социальным формам и способам деятельности осуществляется посредством включения в различные виды детской деятельности (игра, общение, труд, отдых) и воздействия окружающей среды.
− Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, строить взаимодействия с окружающими в соответствии с культурными традициями общества и осознание самоценности собственной личности и других людей.
Педагогическая целесообразность организации различных моделей инклюзивного образования в ДОУ заключается в следующем:
− исключение социальной изоляции детей, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей»,
− расширение спектра дошкольных образовательных услуг для различных категорий детей,
− удовлетворение образовательных запросов родителей и оказание им профессиональной психолого-педагогической помощи,
− предоставление всем детям равных прав и реальных возможностей в получении дошкольных образовательных услуг для успешного дальнейшего обучения в школе.
− развитие у всех субъектов образовательного процесса толерантности, терпения, сочувствия, гуманности,учиться нравственности на практике, в попытках помочь детям с ОВЗ и в принятии помощи от них.
Оказание образовательных услуг детям-инвалидам осуществляется по заявлению родителей и на основании заключения врачей – специалистов при наличии выписки из истории развития ребенка, не более 1-2 человек на группу с сопровождающим взрослым.
Выбор модели по оказанию образовательных услуг ребенку-инвалиду основывается на следующих показателях:
- особенность развития ребенка;
- характер продвижения ребенка в процессе образования;
- степень интеграции ребенка в коллектив сверстников;
- желания и запросы родителей (законных представителей).
Выбор содержания, форм, средств, методов и приемов воспитательно-образовательной работы с детьми в рамках каждой модели определяется общеобразовательной программой ДОУ.