Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 413 индекс: 620086, г.Екатеринбург, ул. Посадская, 55 а ОКПО: 46647215 ИНН: 6658077130 КПП: 665801001 тел.: 212-52-52, 212-85-89 E-mail: mdou413@eduekb.ruwww.detsad413.ru ____________________________________________________________________________________________________________________ ПРИНЯТА на Педагогическом советеМБДОУ «Детский сад № 413» Протокол № 1 от 31.08.2021 г. УТВЕРЖДЕНА Заведующим МБДОУ «Детский сад № 413» Приказ№ 110.8 от31.08.2021 Дополнительная образовательная программа «ХОРЕОГРАФИЯ» Музыкальный руководитель: Парзина В.С. г.Екатеринбург, 2021 СОДЕРЖАНИЕ 1.Целевой раздел программы. Пояснительная записка………………………………………………………..3 1.1. Методы и приемы, используемые в работе………………………………...7 1.2. Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста…..8 1.3. Целевые ориентиры …………………………………………………….…..11 2. Содержательный раздел программы. 2.1. Примерное построение занятия………………………………………..…..13 2.2.Этапы реализации программы……………………………………………...13 2.3. Учебный план………………………………………..……………………...16 2.4. Объём образовательной нагрузки……………………………………….....19 2.5. Календарный учебный график……………………………………………..21 2.6. Первый этап, примерная структура занятия первого этапа………………………………………………………………………………23 2.7. Учебно-методическое содержание программы первого этапа…………………………………………………………………………..…..24 2.8. Второй этап, примерная структура занятия второго этапа………………28 2.9. Учебно-методическое содержание программы второго этапа……………………………………………………………………………...29 2.10. Третий этап, примерная структура занятия третьего этапа……..……………………………………………………………………….33 2.11. Учебно-методическое содержание программы третьего этапа……………………………………………………………………..………..35 3. Организационно-педагогические условия. 3.1. Кадровые условия реализации программы…………………………..……40 3.2. Материально-технические условия реализации программы…………….40 4. Оценочные материалы……..…………………………………………...…42 5. Методические материалы……………………………………………….…44 2 Пояснительная записка В период введения ФГОС ДОи в связи с возникновением насущной потребности совершенствования системы дошкольного образования, возникает потребность формирования разносторонней творческой личности, начиная с периода дошкольного детства и одновременнойориентированности на духовное совершенствование каждого ребёнка. Этому служит художественно-эстетическое направление развития дошкольников, и в частности хореография, танец. Хореография – незаменимое действенное средство в решении этой задачи, важнейшее звено в создании эффективной образовательно-воспитательной системы. Художественно-эстетическое направления развития, и в частности хореография, опирающиеся на содержание и методику, комплексный и многожанровый характер воспитания пластической культуры дошкольников – это огромный творческий потенциал в развитии художественноэстетической культуры общества в целом. Известный отечественный психолог Л.С.Выготский подчеркивал двигательную природу психического процесса у детей, действенность воссоздания образов «при посредстве собственного тела». Следовательно, танец, с его богатой образно-художественной движенческой системой может играть и безусловно играет ключевую роль в развитии продуктивного воображения и творчества. Развитие детского дошкольного творчества – обязательное условие активного прогресса креативных качеств личности. Танец является многогранным инструментом комплексного развития личности дошкольника: Способствует развитию мышечной выразительности тела; формирует фигуру и осанку; укрепляет здоровье. Формирует выразительные движенческие навыки, умение легко, грациозно и координировано танцевать, а также ориентироваться в пространстве. 3 Воспитывает общую музыкальную культуру, развивает слух, темпо-метро-ритм, знание музыкальных форм, стиля и характера произведения. Формирует личностные качества: силу, выносливость, смелость, волю, ловкость, трудолюбие, упорство и целеустремленность. Развивает творческие способности ребёнка, способствует активному познанию окружающей действительности. Воспитывает коммуникативные способности детей, развивает чувство «локтя партнёра», группового, коллективного действия. Пробуждает интерес к изучению родной национальной хореографической культуры и воспитывает толерантность к национальным культурам других народов. Таким образом, именно эти функциональные особенности хореографии определяют актуальность и востребованность данного вида искусства в системе дополнительного образования дошкольников. Характерные особенности программы: Программа составлена на основе программы «От ритмики к танцу. Развитие художественно-творческих способностей детей 4 – 7 лет средствами ритмики и хореографии», автор Шершнёв В.Г. Основной акцент в хореографической работе с воспитанниками МБДОУ – детский сад № 413 делается на освоении родной русской танцевальной культуры, национальных фольклорных традиций – фундаментальных, преемственных, образно-художественному строю. жизнерадостных Ритмика, игра, по своему элементы классического танца имеют свои локальные задачи. Они средства в достижении основной цели. Хореографическая работа с детьми среднего и старшего дошкольного возраста строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и обеспечивает их всестороннее развитие. 4 Комплексный подход, многожанровый характер. Разнообразные виды народного танца, национальная хореография, партерная гимнастика, элементы классического и современного танца, свободная пластика – всё это обеспечивает многовекторный, гармонический, комплексный характер развития ребёнка. Создание оптимистической комфортной психоэмоциональной атмосферы занятий, в которой ребенок может радостно и свободно развиваться. Выход за рамки «хореографических мышления, фантазии, активности задач», развитие внимания, и художественно-творческих способностей детей путем специального подбора заданий, упражнений. Эти характерные особенности программы являются актуальными и определяют её новизну: Доминантная основа народного танца в комплексном подходе к развитию. В постановке и решении задач художественно-эстетического направления развития воспитанников, в соответствии с ФГОС ДО. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Воспитание гармонически развитой личности, становление эстетического отношения к окружающему миру через реализацию хореографической творческой деятельности детей. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ: Развитие основ музыкальной культуры, танцевальности; эмоциональной сферы, координации хореографических движений. Развитие элементарных пространственных представлений; ориентация детей в композиционных перестроениях. Снятие мышечных торможения «зажимов» средствами танца, и психологического выработка баланса процесса в системе «возбуждение - торможение». 5 Совершенствование коммуникативного межличностного общения. Развитие репродуктивного и продуктивного воображения, фантазии, творчества, наглядно-образного, ассоциативного мышления, самостоятельного художественного осмысления хореографического материала. Поэтапное овладение детьми каждой возрастной группы (по принципу нарастающего интереса) ритмикой, основами народно-сценического танца с элементами свободной пластики в игровой форме с опорой на содержательный и выразительный музыкальный материал. Программа рассчитана на 3 года обучения дошкольников (детей 4-7 лет): - средний дошкольный возраст (средняя группа – дети 4-5 лет. 1-й год обучения) - старший дошкольный возраст (старшая группа 5-6 лет. 2-й год обучения.Подготовительная группа 6-7 лет. 3-й год обучения). В каждой возрастной группе занятия проводятся с сентября по май включительно. Форма проведения занятия: Развивающие занятия в группах и подгруппах, а также индивидуальные занятия. Число занимающихся в каждой группе (подгруппе) не более 13 человек. Условия приёма: Принимаются все желающие дети с 4-летнего возраста (без ограничений и независимо орт наличия или отсутствия хореографических данных). Занятия проводятся 2 раза в неделю, во второй половине дня, продолжительностью 20-25-30 минут (в зависимости от возраста воспитанников). 6 1.1. МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ Методы и приёмы, используемые в хореографической работе с дошкольниками, можно условно разделить на наглядные, словесные и практические. Наглядный метод включает в себя разнообразные приёмы: Образный показ педагога Эталонный образец-показ движения лучшим исполнителем Подражание образам окружающей действительности Прием тактильно-мышечной наглядности Наглядно-слуховой прием Демонстрация эмоционально-мимических навыков Использование наглядных пособий. Словесный метод состоит из многочисленных приемов: Рассказ Объяснение Инструкция Беседа Анализ и обсуждение Прием раскладки хореографического па Прием словесной репрезентации образа хореографического движения. Практический метод обогащен комплексом различных приемов, взаимосвязанных наглядностью и словом: Игровой приём Детское сотворчество Соревновательность и переплясность Использование ассоциаций-образов, ассоциаций-метафор Выработка динамического стереотипа Фиксация отдельных этапов хореографических движений Развитие основных пластических линий Музыкальное сопровождение танца 7 Хореографическая импровизация Прием художественного перевоплощения. С точки зрения возрастных психофизиологических особенностей детей, типологических особенностей каждого ребёнка в средней группе (4-5 лет) обучение носит наглядно-действенный характер с преобладанием наглядных и практических методов (показ, повторность движений, игровой). Обучение танцу в старшей группе (5-6 лет) носит не только нагляднодейственный, но и исследовательский характер – с вкраплением абстрактных методов – слова, а в подготовительной группе (6-7 лет) происходит ещё более яркий и интенсивный процесс рефлекторного усиления роли словом и словесными образами, а также осознанностью действий через слово. На этом возрастном этапе роль словесных приемов обучения танцу повышается. Они опираются на сознание детей. 1.2. ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ, 5-6 ЛЕТ, 6-7 ЛЕТ В среднем дошкольном возрасте игры становятся совместными, в них включается все больше детей, появляются ролевые взаимодействия. Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Игровые действия начинают выполняться не ради самих игр, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Дети уверенно действуют в соответствии со своей ролью. Детские ролевые игры имеют различные темы, с которыми ребенок знаком по собственному жизненному опыту. В центре внимания ребенка оказываются отношения людей, связанные с конкретными предметными действиями, благодаря которым дети усваивают человеческие взаимоотношения. Также появляются игры – соревнования, в которых наиболее привлекательным моментом для детей становится выигрыш или успех. В таких играх формируется и закрепляется мотивация достижения успеха. 8 Двигательная изменениями мелкой сфера и ребенка крупной характеризуется моторики. позитивными Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом. Идет активное развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее радостное чувство от общения с окружающими перерастает в более сложное чувство симпатии и привязанности. Дети отличаются повышенной чувствительностью к словам, оценкам и отношению к ним взрослых. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Ребенок 5–6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества (ближайшего социума), постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения — формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. В старшем дошкольном возрасте происходит существенное обогащение музыкальной эрудиции детей: формируются начальные представления о видах и жанрах музыки, устанавливаются связи между художественным образом и средствами выразительности, используемыми композиторами, формулируются музыкальные эстетические предпочтения, оценки и суждения, проявляется обосновываются некоторая эстетическая избирательность. При слушании музыки дети обнаруживают большую сосредоточенность и внимательность. Совершенствуется качество музыкальной деятельности. Творческие проявления становятся более 9 осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми).В процессе восприятия художественных произведений дети эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом.При слушании музыки дети обнаруживают большую сосредоточенность и внимательность. Творческие проявления музыкальной деятельности становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми). Дети 6 - 7 лет нуждаются в двигательной активности больше, чем дети младшего или среднего дошкольного возраста. Этот возраст врачи и физиологи называют «возрастом двигательной расточительности». Именно занятия танцевального кружка помогают творчески реализовать эту потребность, ведь разнообразие движений позволяет развивать не только чувство ритма, но и мускулатуру, стимулирует память, внимание, мышление и воображение ребёнка. К 6 годам дети умеют самостоятельно определить на слух характер музыки и передать его в движении, слышать вступление, легко различать 2 частную форму произведения. Отмечают в движении изменение темпа, динамики, чувствуют чередование музыкальных фраз, выделяют акценты, с желанием откликаются на творческие задания, проявляя творческую активность. У детей 6-7 лет достаточно развиты двигательные навыки: они ритмично ходят, легко и энергично бегают, умеют скакать с ноги на ногу. К 6 годам у ребёнка хорошо развиты мышцы туловища, надо развивать и мелкие мышцы, чтобы они не остались по-прежнему слабыми. Ребёнок 6 лет может выполнять движения с различной амплитудой от медленных переходить к более быстрым движениям. Именно в хореографии много движений для пальцев рук – это является стимулирующим фактором развития и совершенствования речи в дошкольном возрасте. 10 В этом возрасте созревают лобные доли мозга, благодаря чему ребенку удаётся управлять своими движениями, действием, поведением. Характер в этом возрасте только складывается, но дети уже обладают некоторой настойчивостью в достижении желаемого, способны ставить перед собой определенные цели. При правильной физической нагрузке старший дошкольник в состоянии без особого напряжения заниматься в течение 30минут. 1.3.ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Первый год-этап (средняя группа 4-5 лет, средний дошкольный возраст) Ребенок освоил азы ритмики, прихлопывает основной метроритмический рисунок музыки. Ребенок освоил упражнения игровой партерной гимнастики. Ребенок понимает, что такое линейное, круговое построение, основные фигуры-рисунки танца. Ребенок может создавать свой пластический образ животного. Ребенок может определить характер музыки, менять характер движений в соответствии со сменами музыкальных частей. У ребенка проявляются задатки самостоятельность, силы воли, умения доводить начатое дело до конца. Ребёнок стремится к творческому самовыражению, творчески активен. Второй год-этап (старшая группа 5-6 лет, старший дошкольный возраст) Ребенок стремиться самостоятельно определить основной метроритмический рисунок мелодий. Ребенок проявляет уверенность в выполнении основных элементов и упражнений партерной гимнастики с усложненной координацией движений. Ребенок стремиться выразительно танцевать репертуарную программу перед зрителем. 11 Ребенок уверенно определяет характер и жанр музыкального произведения, различает его форму; эмоционально откликается на чувства-настроения музыки, может выразительно передавать их характер в танце-импровизации. Ребёнок стремится к творческому самовыражению, творчески активен. Ребенок ориентируется в основных танцевальных фигурах-рисунках, ракурсах-эпольманах корпуса, умеет двигаться в танце по ходу часовой стрелки, по линии танца. Третий год-этап (подготовительная группа 6-7 лет, старший дошкольный возраст) Ребенок адекватно воспроизводит метроритмический узор народной музыки средствами народного танца. Ребенок освоил усложненный комплекс движений и упражнений партерной гимнастики. Ребенок исполняет основные элементы классического танца (экзерсис на середине), сохраняя при этом устойчивость корпуса. Ребенок пластически выразительно и эмоционально исполняет музыкально-хореографические этюды и танцы на основе движений народной хореографии. Ребенок стремиться самостоятельно выстраивать комбинации, фрагменты, этюды. Ребенок воспринимает музыку через осознание её драматургии, формы, стиля, характера. Ребёнок стремится к творческому самовыражению, творчески активен, импровизирует на заданную педагогом музыкальную тему. 12 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ. 2.1. ПРИМЕРНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ЗАНЯТИЯ 1. Вводная, вступительная часть (2-3 минуты) Оргмомент, линейное ил круговое построение, поклон-приветствие. Цель: психологический настрой детей на радость, улыбку, праздник; установление благожелательного эмоционального контакта. 2. Основная часть (16-24 минуты) Ритмика, партерная гимнастика. Учебный блок (экзерсисные упражнения, движения, фрагменты, этюды, танцы). Музыкально-танцевальные игры. Творческая импровизация. Актерская «минутка». Цель: игровое, эмоционально-образное освоение основных учебных блоков, объединенных общими задачами и темой. 3. Заключение (2-3 минуты) Поклон-прощание. Цель: поощрение, психологическая поддержка детей, их творческой инициативы. 2.2. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Этапы отличаются по целям, задачам, организации, содержанию, методике обучения, возрастному цензу, степени индивидуализации подходов. Первый этап (1 год обучения, средняя группа детей 4-5 лет, средний дошкольный возраст) – начальный этап познания и освоения ритмики и народного танца с элементами свободной пластики. Он заключается в освоении азов ритмики, азбуки народного танца, игровой гимнастики, образных музыкально-танцевальных игр с элементами импровизации, основных пространственных рисунков-фигур, мимического экзерсиса, общеукрепляющих упражнений, необходимых на этом этапе развития ребёнка. 13 Второй этап (2-ой год обучения, старшая группа, 5-6 лет, старший дошкольный возраст) – базовый этап дальнейшего изучения основ народной хореографии с элементами свободной пластики, усложненных форм танцевальной ритмики и партерной гимнастики, создания несложной и посильной репертуарной программы, освоение игрового этюдного материала, основ актерской выразительности, способности к музыкально-танцевальной импровизации и первичным формам публичного исполнительства. Третий этап (3-ий год обучения, подготовительная к школе группа, 6-7 лет, старший дошкольный возраст) – этап совершенствования уже полученных на первом и втором этапах хореографических навыков. Танцевальная ритмика с усложненной координацией движений, изучение фрагментов, этюдов и танцев на основе русской национальной культуры и культуры народов мира, активное освоение новых музыкально- дидактических игр, концертный показ. УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ – детский сад № 413 _______ Л.А.Пенских Учебный план (первый этап, первый год обучения, средняя группа 4-5 лет, средний дошкольный возраст.) Наименование тем 1. вводное занятие. Техника Общее кол- В том числе во часов теория практика 4 2 2 8 - 8 безопасности в занимательной форме. «Радостные поклоны» 2. Знакомство с азбукой ритмики «От простого хлопка – к притопу» в игровой форме 14 3. Основы образно-игровой 4 - 4 8 - 8 4 - 4 6. Танцевальные игры 14 2 12 7. 18 - 18 2 - 2 4 - 4 2 - 2 4 - 4 72 4 68 партерной гимнастики на середине зала 4. Первое знакомство. Основы русского народного танца. 5. Продолжение знакомства с танцующей Россией. Образное богатство (фольклорные народно-сценические и формы позиций и положений рук) Первая концертная программа «Танцы-бусинки» 8. Знакомство с танцующими человечками-эмоциями. Пиктограмма «Эстафета эмоций». 9. «Пространство «Красно-синие и точки мы», зала», «Рисуем собой танец-узор». 10. «Музыка и танец», «Основы метроритмических движений», «Музыкальные инструменты», «Прослушивание музыки» 11. Закрепление и повторение пройденного. Концерт-показ ИТОГО: 15 УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ – детский сад № 413 _______ Л.А.Пенских Учебный план (второй этап, второй год обучения, старшая группа 5-6 лет, старший дошкольный возраст.) Наименование тем Общее кол- 1. Вводное занятие. «Радостные поклоны». Вариации национальных поклонов. В том числе во часов теория практика 2 1 1 10 2 8 8 2 6 6 2 4 4 - 4 10 2 8 16 - 16 Танец-поклон «Улыбка» 2. «Ритмическая мозаика» на основе народного танца. Разнообразие метроритмических рисунков. 3. Усложнение партерной середине формы гимнастики зала на (растяжки, наклоны, слитные движения) 4. Академические освоения основы национальной хореографии. Основные базисные движения. 5. Образная пластика рук в народных танцах. Основы танцевальной импровизации 6. Музыкально-танцевальные. 7. Освоение танцевального 16 репертуара на основе народной хореографии с элементами свободной образно- тематической пластики. 8. Освоение простых 6 2 4 4 - 4 2 - 2 2 1 1 12. Итоговые показы 2 - 2 ИТОГО: 72 12 60 хореографических рисунков- фигур. Эпольманы - развороты корпуса. 9. Слушаем фантазируем, музыку и элементарная хореографическая импровизация 10. Эмоции в танце. Этюды на заданную эмоцию. 11. Музыка и танец. Музыкальная викторина. 17 УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ – детский сад № 413 _______ Л.А.Пенских Учебный план (третий этап, третий год обучения, подготовительная группа 6-7 лет, старший дошкольный возраст.) Наименование тем Общее кол- 1. Вводное занятие. «Радостные В том числе во часов теория практика 3 1 2 6 - 6 4 - 4 9 2 7 2 - 2 поклоны». Вариации поклонов. Самостоятельное сочинение- показ 2. Ритмика в танцевальных фрагментах как «вход» в народную хореографию. 3. Расширение и усложнение экзерсисных упражнений-задач партерной гимнастики на середине зала 4. Элементарные классического середине танца зала. обучения основы на Продолжение академическим основам народно-сценической хореографии. 5. Знакомство с простейшими элементами исполнительской техники: для мальчиков, для девочек 18 6. Освоение хореографического 18 2 16 6 - 6 развороты 2 - 2 9. Самостоятельное сочинение 8 - 8 4 4 - 4 2 2 4 4 - 13. Итоговые показы 2 - 2 ИТОГО: 72 15 57 репертуара. «Летели 2 птички», «Лешачки», «Зимние потешки», «Лоботрясы», «Тучка», «Клоуны», «Финская полька» 7. Музыкально-танцевальные игры. 8. Эпольманы - корпуса. танцев, фрагментов и этюдов. 10. Слушаем и слышим музыку. Жанры музыки, её формы, стили. 11. Эмоциональная сфера танца и развитие актерской выразительности 12. История возникновения и развития хореографического искусства (краткий курс в образах) 19 2.4. ОБЪЁМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ Вид занятия Средняя группа В неделю Кол-во В месяц Время Кол-во (мин) Время В год Кол-во (мин) Время (мин) Хореография 2 20 8 20 72 20 Итого 40 8 160 72 1440 2 занятий Вид занятия Старшая группа В неделю Кол-во Время В месяц Кол-во (мин) Время В год Кол-во (мин) Время (мин) Хореография 2 25 8 25 72 25 Итого 50 8 200 72 1800 2 занятий Вид занятия Подготовительная к школе группа В неделю Кол-во Время В месяц Кол-во (мин) Время В год Кол-во (мин) Время (мин) Хореография 2 30 8 30 72 30 Итого 60 8 240 72 2160 2 занятий 20 2.5. Календарный учебный график УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ – детский сад № 413 _______ Л.А.Пенских Месяц Неделя Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Деятельность по Деятельность по Деятельность по дополнительному дополнительному дополнительному образованию образованию образованию 1 2 2 2 2 2 2 2 3 2 2 2 4 2 2 2 1 1 1 1 2 2 2 2 3 2 2 2 4 2 2 2 5 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 3 2 2 2 4 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 3 2 2 2 4 2 2 2 1 1 1 1 2 2 2 2 3 2 2 2 4 2 2 2 21 Февраль Март Апрель Май ИТОГО 1 2 2 2 2 2 2 2 3 2 2 2 4 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 3 2 2 2 4 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 3 2 2 2 4 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 3 2 2 2 4 2 2 2 37 72 занятия 72 занятия 72 занятия недель (36 часов) (36 часов) (36 часов) 22 2.6. Первый этап, примерная структура занятия. Первый этап, первый год обучения, средняя группа, 4-5 лет, средний дошкольный возраст Цель:развить воображение и творческое начало средствами ритмики и танца, привить интерес детей к ритмике и хореографии; ввести ребёнка в мир музыкально-танцевального действия. Задачи: Пробуждать и формировать интерес детей к ритмике и танцу Через игру, образ, развивать танцевальные движения, приобщать детей к основам народно-сценической хореографии с элементами образной свободной пластики. Формировать умение слушать музыку, понимать настроение, её характер, развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыки. Развивать наблюдательность, внимание, любознательность, знакомить детей с природой, с предметами и явлениями окружающей действительности. Воспитывать силу воли, самостоятельность, стремление доводить начатое дело до конца, понимать значение результатов своего творчества. Примерная структура занятия 1. Вводная, вступительная часть (2 минуты) Оргмомент, линейное ил круговое построение, поклон-приветствие. Цель: психологический настрой детей на радость, улыбку, праздник; установление благожелательного эмоционального контакта. 2. Основная часть (16 минут) Ритмика, партерная гимнастика. Учебный блок (экзерсисные упражнения, движения, фрагменты, этюды, танцы). Музыкально-танцевальные игры. Танцы – «бусинки».Ориентация в пространстве. Актерская «минутка». 23 Цель: игровое, эмоционально-образное освоение основных учебных блоков, объединенных общими задачами и темой. 3. Заключение (2 минуты) Краткий анализ, поклон-прощание. Цель: поощрение, психологическая поддержка детей, их творческой инициативы. 2.7. Учебно-методическое содержание программы 1 этапа. Краткое описание разделов и тем. № Наименование разделов, тем Основные задачи Методические п/п 1. приемы Раздел:«Вводное занятие» Заинтересовать Темы: ребёнка, 1. Техника безопасности в его 2. Радостные ввести -прием образного в мир движения танцевальной занимательной форме. поклоны -игра, -прием – образности и игры «Рассыпуха», психологическая установка на с радостью занятие – введение в мир улыбкой. и -образный показ педагога. музыки и танца с радостью и улыбкой. 3. Знакомство с музыкальными (шумовыми) инструментами. 4. линейное и круговое построение «Рассыпуха». 2. Раздел:«Знакомство с Развитие -образный показ, азбукой ритмики» метроритма, слуха -образный Темы: и навыков комментарий 1. От простого хлопка – е элементарного педагога по ходу притопу. выполнения исполнительства, 2. Простейшие виды хлопков – умение слушать и упражнений24 притопов. слышать движений 3. «Вход» через ритмику в ритмический узор -игра народный танец. 3. музыки. образно- Выработка Раздел:«Основы игровой шага, -прием партерной гибкости, образно- словесной подачи гимнастики» эластичности движений Темы: мышц. -игра 1. Элементарные формы растяжек, наклонов и слитных движений на середине зала 4. Раздел:«Учебный блок» Ознакомиться Темы: позициями ног в подачи движения 1. Элементарные основы народном с -прием образной танце. -прием Знакомство с предлагаемых 2. Базисные элементы русского характером и обстоятельств народной хореографии. народного танца: ходы, бег, манерой русского -игра гармошка, притопы, народного переступы, ковырялочка. на танца первичном этапе. 5. Раздел:«Танцующая Россия» Заинтересовать, Темы: показать диапазон образа», 1. Основные положения рук позиции в и фольклорной важность алянже- -прием рук, птицы русском пластики народном танце. - прием «руки - рук и -прием образной 2. Художественно-поэтическое верха корпуса в метафоры, богатство фольклорных, танцевальном народно-сценических форм движении. рук в сочетании с пластикой. 6. -прием образного показа педагога -игра Раздел:«Музыкально- Ориентация танцевальные игры» пространстве в -игра -прием «быстрого 25 Темы: танцевального 1. Рассыпуха. зала, 2. В мире животных. интереса, 3. Гуси у бабуси. творческий поиск, мизансцены», 4. Волшебный остров. освоение -прием 5. Веселые человечки. актерской игры, ансамблевого 6. Гусеница. мимики. поиска новых развитие образов», -прием «ожившей исполнения, 7. Лесной оркестр. -прием контраста 8. Антошка. и чередования. 9. Спят усталые игрушки. 7. Раздел:«Освоение танцев- Создание -игра, образов» кукольных Темы: образов, освоение освоение танца 1. Буратино. пространства зала. -образный -образное 2. Личики. комментарий 3. Светофор. педагога по ходу 4. Часики. танца, 5. Каблучок. -прием 6. Ладушки. озвучивания движений. 8. Раздел:«Эмоции в танце» Выработка Темы: воспитание 1. Танцующие и -игра, -прием зеркальной человечки- основного спектра пиктограммы, эмоции. эмоций. -прием полярных 2. Пиктограммы. эмоций, 3. Эстафета полярных эмоций. -прем предлагаемых обстоятельств. 9. Раздел:«Пространство и мы» Ориентация в паре - игра, Темы: по часовой -прием 26 1. Красно-синие точки. стрелке, развитие «Рассыпуха», 2. Рисуем собой танцевальный пространственного -прием узор. ориентирования. рисунка- образа, -прием внезапной остановки позы. 10. Раздел:«Музыка и танец» Приобщение Темы: миру Основы 1. музыки, -музыкальное музыкально- постижение основ сопровождение ритмического движения. 2. к - игра, Музыка-первооснова музыки. танца в как методический художественно-творческом приём. развитии ребёнка. 3. Музыкальные инструменты. 4. Музыка и танец. 11. Раздел:«Закрепление, повторение Выработка пройденного волевых -прием качеств многократного материала» личности, Темы: работы, 1. Итоговые показы. результатов публичного 2. Подведение итогов. деятельности. одиночества, 3.Оценка шкале. по динамической показ повторения, оценка -прием -прием индивидуализации и дифференциации результатов. 27 2.8. Второй этап, примерная структура занятия второго этапа. Второй этап, второй год обучения, старшая группа, 5- 6 лет, старший дошкольный возраст. Цель: развивать художественно-творческую активность средствами хореографии; закреплять и развивать интерес дошкольников и вырабатывать у них потребность в дальнейших занятиях хореографией. Задачи: Развивать возрастающий интерес к хореографическому искусству путем игрового, образно-метафоричного освоения народно- сценического танца с элементами пластики. Найти интересные и оригинальные авторские приёмы подачи в обучении народно-сценическому танцу. Продолжать развивать умение слушать с слышать музыку, передавать её содержание и характер хореографическими средствами, импровизировать, проявлять творческую активность. Воспитывать у дошкольников интерес к русскому народному танцу и толерантный подход к изучению других национальных хореографических культур. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов и явлений. Посредством танца развивать работоспособность, творческость, волевые качества личности. Примерная структура занятия 1. Вводная, вступительная часть (2 минуты) Оргмомент, линейное ил круговое построение, поклон-приветствие. Цель: психологический настрой детей на радость, улыбку, праздник; установление благожелательного эмоционального контакта. 2. Основная часть (20 минут) 28 Ритмика, партерная гимнастика. Усложненная партерная гимнастика. Академические основы народной хореографии. Освоение танцевального репертуара. Музыкально-танцевальные игры, самостоятельное сочинение танцевальных игр. Ориентация в пространстве. Танцевальная импровизация. Актерская «минутка». Цель: игровое, эмоционально-образное освоение основных учебных блоков, объединенных общими задачами и темой. 3. Заключение (3 минуты) Краткий анализ, поклон-прощание. Цель: поощрение, психологическая поддержка детей, их творческой инициативы. 2.9. Учебно-методическое содержание программы 2 этапа. Краткое описание разделов и тем. № Наименование разделов, Основные задачи Методические п/п тем 1. приемы Раздел:«Вводное Заинтересовать занятие» ребёнка, ввести его в -прием Темы: мир -игра, образного танцевальной движения, 1. Радостные поклоны – образности и игры с -образная метафора. вариации национальных радостью и улыбкой. поклонов. Танец-поклон «Улыбка» 2. Раздел:«Ритмическая мозаика образцов Правильно понять, - игра, известных расшифоровать народной метроритмический - образный педагога, музыки» рисунок музыки и -образный Темы: выразить 1. Многообразие метро- танце. его показ в комментарий педагога по ходу 29 ритма музыкального танца, этноса. 2. -прием Игра, образ, использования предлагаемые национального обстоятельства – ключ к колорита. пластическому решению задач. 3. Ритмоформула музыки. 3. Раздел:«Партерная гимнастика Развитие гибкости, - игра, с эластичности мышц - прием движения – усложненными формами и связок. образа, координации движений» -прием вытянутости Темы: позвоночника. 1. Растяжки, слитные наклоны, гимнастические упражнения. 2. Образные названия – эмоциональное исполнение. 3. Локальные задачи конкретного упражнения. 4. Раздел:«Основы Постановка корпуса, - игра, освоения национальной рук, ног, головы. -Прием хореографии» характерологических Темы: национальных выработки элементы интонаций народного танца: группа движения. 1. Основные притопов, ходовой комплекс, хлопушек, ковырялочек. 30 5. Раздел:«Образная Освоение основных -игра, пластика рук» позиций, положений -прием Темы: движений 1. Фольклорные руки. танце, 2. Руки-эмоции. игровой, выразительного 3. Руки-позиции. ассоциативно- жеста, 4. Руки импровизируют. художественной -прием «алянже» в рук образных в метафор, образно- -прием форме. 6. Раздел:«Музыкально- Освоение танцевальные характерологических -прием дидактические игры» пластических Темы: различных образов с сочинительства 1. Самостоятельное элементами сочинение сюжета. импровизации. 2. Шторм. - игра, черт самостоятельного и танцевания, -прием пластической типизации образа. 3. Сыщики. 4. Гномы. 5. Клоуны. 6. Тучка. 7. Раздел:«Освоение Освоение народной -игра, танцевального хореографии, репертуара» свободной пластики, решения Темы: гротеска, пантомимы исполнительского -прием образного 1. Топотуха. показа танца 2. Калинка. -образный 3. Ручки. комментарий 4. Облачко. ходу танца. и по 5. Цветы для мамы. 6. Колокольчики. 7. Ковбои. 31 8. Лесные музыканты. 8. Раздел:«Освоение Дальнейшее -игра, простых освоение -прием хореографических танцевальных решения рисунков-фигур» рисунков-фигур, танцевальных Темы: положений 1. Эпольманы корпуса. исполнителя. 2.Освоение образного тела рисунков-фигур, -прием сохранения интервала в танце. простых хореографических рисунков-фигур. 9. Раздел:«Слушаем и Освоение основ -игра, фантазируем» пластической -прием творческого Темы: импровизации, использования 1. Элементарные формы развитие творческой пластических танцевальной инициативы, блоков, импровизации. творческого поиска. -прием 2. Самостоятельное использования сочинение предлагаемых хореографического обстоятельств. фрагмента на предлагаемую музыку. 10. Раздел:«Эмоции в танце» Дальнейшее Темы: 1. Этюд развитие на заданную эмоциональной эмоцию. 2. сферы Предлагаемые средствами обстоятельства-эмоции. хореографии. 3. Актерская минутка. -игра, образного -прием показа, детей -прием зеркальной пиктограммы, -прием контрастных эмоциональных состояний. 11. Раздел:«Музыка и Дальнейшее -игра, 32 танец» развитие -музыкальное Темы: музыкальной сопровождение 1.Музыкальная культуры викторина. ребенка в образно- методический 2. Музыкальная лесенка. художественной личности танца как прием, 3. Музыка- помощница в системе отношений -прием сочинении танца. образного «музыка-танец» рассказа музыки. Обработка -игра, показы» хореографического -прием Темы: материала. психологического 12. Раздел:«Итоговые 1. Подведение итогов по настроя подгруппам. выступление, 2. Итоговые показы. -прием «публичного на одиночества», -прием адекватной самооценки своей деятельности. 2.10. Третий этап, примерная структура занятия третьего этапа. Третий этап, третий год обучения, подготовительная группа, 6- 7 лет, старший дошкольный возраст. Цель: развивать художественно-творческую активность личности средствами ритмики и танца, продолжать прививать устойчивый интерес старших дошкольников к хореографическому искусству. Задачи: Расширять представления детей о многообразии танца, совершенствовать стойкий интерес к хореографическому искусству. Развивать познавательные интересы детей посредством обучения основам народно-сценического танца. 33 На фундаменте расширения знаний об окружающей действительности уметь выражать пластическими средствами различные образы под выбранную музыку. Формировать стремление самостоятельно выстраивать отдельные танцевальные этюды и композиции. Развивать творческую активность и навыки музыкально- хореографической импровизации. Развивать желание танцевать в коллективных массовых номерах, заботливое отношение к партнерам. Примерная структура занятия 1. Вводная, вступительная часть (2 минуты) Оргмомент, линейное ил круговое построение, поклон-приветствие. Цель: психологический настрой детей на радость, улыбку, праздник; установление благожелательного эмоционального контакта. 2. Основная часть (25 минут) Ритмика. Усложненная партерная гимнастика. Академические основы народной хореографии. Танцевальный репертуар. Музыкально-танцевальные игры, самостоятельное пространстве. сочинение Танцевальная танцевальных импровизация, игр. Ориентация самостоятельное в создание танцевальных этюдов. Актерская «минутка». Цель: игровое, эмоционально-образное освоение основных учебных блоков, объединенных общими задачами и темой. 3. Заключение (3 минуты) Краткий анализ, поклон-прощание. Цель: поощрение, психологическая поддержка детей, их творческой инициативы. 34 2.11. Учебно-методическое содержание программы 3 этапа. Краткое описание разделов и тем. № Наименование разделов, Основные задачи Методические п/п тем 1. приемы Раздел:«Вводное занятие» Заинтересовать Темы: ребёнка, ввести его -прием образного 1. Радостные поклоны. в мир танцевальной движения, 2. Мужские и женские образности и игры с -образная поклоны. 3. -игра, радостью и метафора. Многовариантность улыбкой. поклонов. 4. Самостоятельное выстраивание поклонов. 2. Раздел:«Вход» в народную Соблюдение -игра, хореографию» адекватного -прием Темы: воспроизведения адекватного 1. Национальное метроритмического многообразие воспроизведения и рисунка средствами метроритма многовариантность народной танца. музыки, музыки. -прием 2. метроритмический Основной предлагаемых рисунок обстоятельств. музыки. 3. партерной Развитие Раздел:«Блок гимнастики на гибкости -игра, середине тела, шага, -прием образного зала» растянутости, движения, Темы: эластичности -образный 1. Расширение и усложнение мышц. экзерсисных партерной показ педагога. упражнений гимнастики на 35 середине зала. 4. обучения Грамотность Раздел:«Основы и -игра, классическому и народному чистота исполнения -словесное танцу» движений. объяснение, Темы: -образный 1. Постановка корпуса. педагога, 2. -прием Элементы классического экзерсиса танца постановки на корпуса. середине зала. 5. с Вызвать Раздел:«Знакомство простейшими показ стойкий -игра, элементами интерес, исполнительской -показ педагога, техники соревновательность, -прием для мальчиков и девочек» желание подачи, Темы: совершенствовать -прием 1. Мужское исполнительство. исполнительские образной переплясности. 2. Женская исполнительская навыки. техника. 6. Раздел:«Освоение Освоение -игра, танцевального репертуара» хореографических -прием (игра-этюд-танец) номеров, подачи движения, Темы: разнообразных -прием 1. Лучший друг. видов 2. Клоуны. пластики, гротеска, -прием 3. Геологи. народного 4. Тучка. парного 5. Финская полька. исполнительства. образной образной свободной линии и жеста, повторов танца, лексических блоков. 6. Веселый муравейник. 7. Лоботрясы. 8. Лешачки. 9. Коляда. 36 7. Раздел:«Музыкально- Развитие танцевальные танцевальной -прием образного дидактические игры» импровизации, решения танца, Темы: сочинения сюжета, -прием 1. основ -игра, Самостоятельное решения переплясности, сочинение сюжета. хореографического -прием свободной 2. Олимпийцы. образа. пластической 3. В мастерской. импровизации. 4. Ежик резиновый. 5. Сороконожка. 6. Оранжевое небо. 8. Раздел:«Эпольманы – Выработка -прием водящего развороты корпуса» ориентации Темы: репетиционном 1. Шахматный в хоровода, порядок пространстве. построения. -игра, -прием сохранения интервалов. 9. и Привить Раздел:«Слушаем детям -игра, слышим музыку» любовь и желание к -музыкальное Темы: познанию 1. Жанры сопровождение музыкальных музыкальной танца, произведений – марш, танец, драматургии, -прием песня… эмоциональной 2. эмоционально Простые музыкальные откликаться формы. 3. Музыка музыкального музыку, и на отзывчивости на менять музыку, воспитание движение в танце в -прием мышления, соответствии воображения и вкуса. с слышимости построением музыкальных музыкальной нюансов. фразы. 37 10. Раздел:«Самостоятельное сочинение Самостоятельные танцевальных поиски фрагментов и -игра, в -прием этюдов. элементарном хореографической Хореографическая сочинении этюдов, импровизации, импровизация» творческое Темы: осмысление музыки вариативности 1. -прием вариации в образах. Образные движений, движений. -прием 2. Танцевальные блоки – использования основа импровизации. танцевальных 3. «блоков- Творческое восприятие заготовок» музыкального материала. 11. Раздел:«Эмоциональная Расширение -игра, сфера танца» эмоциональной -прием образного Темы: сферы 1. Новые эмоции ребенка – танце, зеркальные пиктограммы. в показа мимики и средств жеста, актерской - прием 2. Комната смеха – комната выразительности. пиктограммы, страха. -прием полярных 3. Живое лицо. эмоций. 12. Раздел:«История Познакомить детей -игра, возникновения и развития с краткой историей -прием хореографического и развитием танца. искусства» видовой индивидуализации танца. Темы: 1. Что такое танец. 2. Хорео и Графия – два веселых человечка. 3. Танец в коротких штанишках. 38 13. Раздел:«Итоговые показы» Подвести итоги 3- -прием анализа, Темы: летнего 1. Итоговый показ. занятий -прием 2. Оценка результатов. хореографией. «публичного цикла -игра, одиночества» 39 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ. 3.1. Кадровые условия реализации программы. Общее количество сотрудников: 2 Из них количество педагогических работников: 2 Из них совместителей: 0 Типовые штаты, реализующие образовательную программу дополнительного образования «Хореография»: - музыкальный руководитель: 1 - инструктор по физическому воспитанию: 1 3.2. Материально-технические условия реализации программы. В МБДОУ – детский сад № 413 имеется музыкальный репетиционный зал 76,8 кв.м., синтезатор-фортепиано;методкабинет – 9,5 кв.м. Музыкальные инструменты:металлофоны, кастаньеты, маракасы, ксилофон, дудочки, трещотки, деревянные колокольчики ложки, бубенцы, средние.Атрибуты к колокольчики играм, маленькие, пляскам, хороводам, инсценировкам, музыкальным сказкам:платочки разноцветные, раздаточный тематический материал,цветы искусственные,корзинки плетеные,деревья плоскостные,ветки осенние, маски.Также необходимы музыкально- дидактические игры, наборы иллюстраций для слушания музыки, наборы сюжетных картинок для слушания музыки, портреты детских композиторов, комплектов дисков «Театр танца О.Усовой», аудиодиски с записями детских песен, классической музыки, стульчики детские, столы расписные, домик,музыкальный центр, шкафы с антресолями, стул офисный. В коридоре музыкального зала имеется собственный информационный стенд, реклама. Учебно-методическое оснащение включает литературу по хореографии, по классическому, народно-сценическому танцу, фонотеку. Воспитанники должны иметь следующую форму: - Для девочек: чешки или балетки, футболка с короткими рукавами, юбочка выше колена, носочки. 40 - Для мальчиков: чешки, носки, футболка с короткими рукавами, шорты. Занятие необходимо проводить в хорошо проветриваемом зале, после влажной уборки. Для отработки упражнений партерной гимнастики необходим индивидуальный коврик. 41 4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ. В течение сентября выявляется степень интересов детей к занятиям танцем, происходит знакомство с антропометрическими данными каждого ребёнка. В начале года анализируется уровень музыкально-ритмического развития ребёнка с целью: Выявления уровня развития музыкальных и двигательных ребенка определяется способностей. Проектирования индивидуальной работы. Уровень музыкально-ритмического развития посредством наблюдения педагога за детьми в процессе движения под музыку в условиях исполнения знакомых танцев и упражнений, разучивания новых движений. В конце года анализируется уровень музыкально-ритмического развития ребёнка с целью: Выявления уровня развития музыкальных и двигательных способностей. Проектирования индивидуальной работы. Оценки эффекта педагогического воздействия. Планирования и корректировки учебного плана на следующий год обучения. Оценочный материал рекомендуется оформлять в виде следующей таблицы: Фамилия имя Имитацио Пластичн Координа Чувство Танцеваль ребёнка нные ость ция ритма ные движения движений движения 1. 2. 42 Рекомендации к заполнению таблицы: Необходимо вписать фамилии детей, фиксировать данные наблюдения с помощью заглавных букв: В – выполняет (движения выражают музыкальный образ и совпадают с музыкальными фразами) З – затрудняется выполнять (движения передают только общий характер, ориентированы только на начало и конец звучания, а так же на счёт и показ взрослого) Н – не выполняет(движения не совпадают с темпом, метроритмом музыки) 43 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ. 1. Виноградов Л. Развитие музыкальных способностей у дошкольников. СПб, 2009. 2. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. 3. Ермолаева Томина Л.Б. Психология художественного творчества. М., 2005 4. Комисарова Л.Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. М., 1986 5. Конова Н. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. М., 1982 6. Художетсвенное творчество ребенка/Под.ред.Н.А.Ветлугиной. – М., 1972 7. Раевская Е. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. М., 1999 8. Роот З. Танцы и песни для детского сад. – М.: Просвещение, 2008 9. Роот З. Танцы с нотами для детского сада. – М.: Просвещение, 2008 10. Тарасов Н.Н. Классический танец. М, 1981 11. Усова О. Театр танца. Шадринск, 1999 12. Шершнев В.Г. От ритмики к танцу. Программа для образовательных учреждений. 44