Индивидуальный образовательный маршрут ОВЗ

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад № 413
индекс: 620086, г.Екатеринбург, ул. Посадская, 55 а
ОКПО: 46647215
ИНН: 6658077130
КПП: 665801001
тел.: 212-52-52, 212-85-89
E-mail: mdou-413@mail.ru www.detsad413.ru

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка

Индивидуальный образовательный маршрут
ФИО ребенка______________________________________________________________________________________________
Дата рождения_____________________________________________________________________________________________
Фамилия имя отчество мамы, возраст, образование_______________________________________________________________
Фамилия имя отчество папы, возраст, образование_______________________________________________________________
Дата начала ИОМ___________________________________________________________________________________________
Причина постановки на учет: стойкое неусвоение ООП ДОУ в связи с болезнью______________________________________
Возраст на начало коррекционно-развивающей работы: 4 года______________________________________________________
Цель (ИОМ):открытие новых перспектив в усвоении ОПП ДОУ, обогащение ребенка как личности; помощь в адаптации к
коллективу детей, развитие в ребенке удивлений от своих возможностей; поощрение и стимулирование
индивидуальных_____возможностей ребенка; вовлечение родителей в творческий
процесс.___________________________________________________
Задачи:выявить особые образовательные потребности ребенка; осуществлять индивидуальную педагогическую помощь
ребенку; способствовать усвоению ребенком образовательной программы дошкольного образования; обеспечить позитивные
сдвиги в развитии ребенка, его целенаправленное продвижение относительно собственных возможностей, стимулирование
индивидуальных возможностей; оказать методическую помощь родителям детей, имеющих ограниченные возможности
здоровья._____________________________________________________________________________________________________
Количество занятий в неделю:5 занятий_________________________________________________________________________
Форма проведения: занятие, игровая деятельность, совместная деятельность, беседы, наблюдения, индивидуальная работа.
Ожидаемый результат:________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
Форма работы с родителями:консультации, практикум, собеседование, обмен опытом._________________________________
Родитель ______________________________________________________________________________________________

Диагностика развития ребенка
Цель педагогического мониторинга – обобщение и анализ информации о состоянии общего развития для осуществления
оценки, планирования коррекционно – развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата.

Физическое развитие
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
Соматическое развитие
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
Речевое развитие
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
Особенности развития познавательных процессов
Память_______________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________

Внимание____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
Восприятие___________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
Мышление___________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________

Виды, причины трудностей (педагогическая симптоматика)
Виды трудностей (педагогическая
симптоматика)
Личностные:
Неадекватное отношение к себе:
самооценка, самопринятие

Причины трудностей
Несформированность представлений о
себе, образе Я.

Тревожность, неуверенность в
возможностях,
способностях
отсутствие самокритичности

Нарушение нравственных норм и
правил поведения.

Содержание коррекционной работы
(деятельность воспитателя)

своих
или

Несформированность представлений о
моральных качествах и этических
требованиях. Отсутствие внешних норм,
ограничений

Воспитатель. Беседы на тему: «Что мы умеем, чему мы
научимся». Выставки достижений детей. Оформление
группового уголка «Звезда недели». Игры: «Люблю —
не люблю»; «Кем я стану»; «Ласковое имя»
Беседы о реальных и возможных достижениях детей.
Игры: «Я умею»; «Отгадай, кто какой»; «Мое будущее»;
«Если бы я был звездой». Рисование на темы: «Рисуем
имя»; «Мой смешной портрет»; «Ладошка достижений»;
«Цветок качеств»
Ролевые игры. Использование пословиц и поговорок
(чтение и беседы, заучивание). Игры: «Договори
предложение»; «На кого я похож». Игровой массаж
«Что? Где?
Предварительное
знакомство
с
предстоящей
деятельностью, трудным заданием. Похвала, поддержка.
Исключение
соревновательных
моментов
(для
тревожного ребенка). Психогимнастика. Ролевые игры.
Игры (при отсутствии самокритичности): «Угадай, что
нравится маме (друзьям)» Упражнение «Я не могу — я
могу — я сумею». Психогимнастика. Игры: «Давай
поговорим»; «Волшебные очки»; «Путешествие по
картине».Тематическое рисование с учетом трудности
ребенка.
Мимическая
зарядка
(выражение
эмоциональных состояний). Использование междометий
с различной интонацией («ай», «ой», «ух»).
Интонационное выделение. Игра «Попроси игрушку».
Оформление уголка «Наши добрые дела». Чтение
литературных произведений, беседы на этические темы.
Игра «Приглашение в гости». Решение проблемных
ситуаций: «В вежливом автобусе»; «Как поступить».
Игры: «Круг добра»; «Кто подарил добрые слова»;
«Колечко дружелюбия». Упражнение «Мусорное
ведро».
Азбука вежливых фраз (составление
предложений). Игры: «Поздоровайся по-разному»;
«Поблагодари по-разному»

Коммуникативные:
Трудности во взаимодействии со
взрослыми

Неадекватная самооценка

Создание ситуации успеха. Привлечение детей в
качестве помощника взрослого, роль консультантов.
Разработка системы пошагового поощрения детей
(фишки, баллы и др.) Использование невербальных
рефлексивных методик. Проигрывание проблемных
ситуаций. Игры: «Ласковые лапки»; «Повтори за мной»;
«Волшебные очки». С. Черный «Храбрецы».

Снижен уровень владения
самостоятельными коммуникативными
действиями организационными,
перцептивными, оперативными

Обучение умению работать по алгоритму. Введение
правила-схемы по коммуникативной деятельности
(словесной, наглядной). Игры: «Повтори задание»;
«Скажи по-другому». Работа с инструментами
(символами)
Игры и театрализация сказок (с диалогами).
Упражнения: «Угадай, что чувствует взрослый»;
«Угадай, что понравится взрослому». Совместное
творчество (в паре со взрослым договориться и
нарисовать картинку).
Работа в паре со взрослым. Игры: «Я — слово, ты мне
— слово»; «Исправь ошибку»; «Составь предложение
или перевертыши». Включение ребенка в деятельность.
Беседы на темы: «Мы здороваемся»; «Как обратиться с
просьбой»; «Что делать, если ты потерялся?» . Создание
проблемных ситуаций с тремя вариантами ответов
(ребенок должен выбрать один). Игры: «Интервью»;.
Игры по методу телефонного разговора: «Позвони
маме»; «Позвони в магазин».
Диалоги по лексическим темам. Усвоение речевых
образцов во взаимодействии со взрослым, смена ролей.

Слабо развиты навыки владения
речевыми средствами коммуникации

Трудности во взаимодействии со
сверстниками

Неадекватная самооценка

Трудовые поручения в парах (тройках, команде).
Разработка системы поощрений «Самая дружная пара».
Ролевые игры. «Комплименты другу». Игры и хороводы
с диалогами
Игры на формирование адекватной самооценки:
«Горячий стул»; «Я сильный, умный, смелый»; «Я могу,
хочу, умею». «Скульпторы»;
Организация взаимопроверки выполнения заданий.
Упражнение «Похвали за…». «Нарисуйте в паре с …»,
«Сложи слово вместе с …» Игры на обогащение словаря

Неумение выражать свои мысли в
общении с педагогами. Неумение
выражать свои мысли в общении со
сверстниками

Недостаточное развитие мыслительных
операций

Несформированностьзвукопроизношения,
лексического запаса, грамматического
строя речи

Несформированность процессов
произвольного внимания

Слабо развиты навыки владения
паралингвистическими средствами мимикой, жестами, интонацией

Неумение находить способы
разрешения конфликтов

Несформированность социальной
ответственности, способности
чувствовать, понимать себя и другого
человека

Воспитатель. Игры и упражнения на развитие
мышления: «Летает - не летает»; «Я знаю пять...»;
«Хитрые вопросы». Психолог. «Четвертый лишний»;
«Доскажи словечко»; «Скажи наоборот».Игра «Назови
сходство и различие двух предметов». Логопед.
«Придумай загадку»; «Закончи предложение».
«Расшифруй карту» Примечание. Задания,
направленные на поиск элементов рисунков, сравнение
предметов, анализ картин
Работа по автоматизации звуков. Психогимнастика,
эмоциональный настрой, повышение уверенности,
снятие тревожности. Игра «Сочиняем историю по
кругу» в паре с ребенком или педагогом. Логоритмика.
Игра «Закончи предложение». Игра «Скажи подругому».

Игры с правилами типа «Да и нет не говори, черное с
белым не дари» — для всех, но на разном материале.
Игры на внимание (см. раздел «Произвольное
внимание»).
Игры: «Дай задание взрослому» (продолжи узор;
графический диктант; поиск с ориентированием —
найти игрушку). Задания, направленные на поиск,
выделение информации, сравнение объектов по
заданным основаниям.
игры на развитие пространственнной ориентации
«Расскажи» стихи руками. Игра «Попугай».
Театрализация, этюды.
Психогимнастика на выражение эмоционального
состояния. Игры с зеркалом. Игра «Скажи по-разному».
Игры на интонацию. Игры на выделение одного слова
голосом

Чтение художественной литературы. Просмотр
мультфильмов с последующим обсуждением.
Обыгрывание проблемных ситуаций.
Игры: «Встань на его место»; «Волшебные очки»; «Ты
похож на...»; «Спина к спине». Тренинг эмоций с
использованием фраз: «Иди сюда»; «Не мешай мне»
(учить произносить фразы с разной интонацией: грубо,
ласково, обидно и т. д.)
Упражнение на установление причинноследственных

связей — закончить фразу: «С ребенком никто не хотел
играть, потому что...». Упражнение «Два друга».
Примечание. Оказание помощи героям интриги.

Деятельность хаотична,
непродуманная, неконтролируемая

Неадекватная самооценка

Разбор конфликтных ситуаций. Игра «Хорошо-плохо».
Обучение детей конструктивным способам разрешения
конфликтов. Разбор проблемных ситуаций по серии
сюжетных картинок.

Несформированность умения осознать
конкретные познавательные цели

Рефлексия деятельности. Игры с конструктором,
мозаикой. Все виды лото, домино. Упражнение «Чем
похожи и непохожи?» «Пары картинок», «Пары слов»
Игровой прием «Вспомни и назови», «Узнай, что мы
загадали?».

Неумение находить средства и способы
для достижения целей в процессе
деятельности.

Игра «Из каких мы сказок?», Игра «Времена года», Игры
со строительным материалом (по образцу, схеме).
Игровой прием «Поручения».

Неумение осуществлять контроль и
оценивать результаты деятельности

Игра «Квартет», Игра «Найди дорожку», «Лото», игра с
пальцами. Игра «Собери пирамидку», «Выкладывание
узоров из мозаики». Упражнение «найди и обведи»,
Игра «Укрась салфетку так, как я скажу». Игра «Как их
зовут?», Упражнение «Послушай, ответь и расскажи».

_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________

Сетка занятости ребенка:
№ Дата
п/п

Тема занятия, количество
часов

Деятельность воспитателя
(используемые технологии, формы и
методы)

Возможность работы с
другими специалистами

Реализация индивидуального маршрута
№ Дата, время
п/п

Тема занятия

Содержание занятия (краткое)
Цель (на что направлено):

Результат занятия
(что удалось, а что необходимо
доработать)

Динамический лист наблюдения
ФИО ребенка
Дата рождения:
Результаты диагностики
20__-20__ (за 3 месяца)
Н.г
К.г.
1.Физическое развитие
2.Познавательное
развитие
3.Художественноэстетическое развитие
4.Речевое развитие
5.Социальнокоммуникативное
развитие

20__-20__ (за 3 месяца)
Н.г
К.г.

20__-20__ (за 3 месяца)
Н.г
К.г.

20__-20__ (за 3 месяца)
Н.г
К.г.

Способы оценки успехов воспитанника:(Рекомендовано проводить оценку успехов освоения маршрута каждые три месяца
или по окончании какого-либо образовательного блока или этапа)
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации по работе с родителями:
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________

Пояснительная записка
В данном методическом пособии разработан индивидуальный образовательный маршрут ребенка, с проблемами в
развитии в связи с болезнью,состоящий из видов, причин трудностей (педагогическая симптоматика) ребенка, вследствие чего
организованы и описаны для ребенка условия обучения с целью развития его потенциала и формирования необходимых
знаний, умений и навыков.
Содержательная часть индивидуального образовательного маршрута включает:
- Введение, где объясняется причина составления индивидуального образовательного маршрута ребенка, общие сведения о
ребенке на момент разработки ИОМ, цель, задачи, количество занятий ИОМ, форма проведения ИОМ.
- Диагностические данные на ребенка. Диагностика развития ребенка является основой выстраивания ИОМ. Наряду с
диагностикой в процессе реализации ИОМ проводится мониторинг в работе с дошкольниками – это контроль с периодическим
отслеживанием уровня развития ребенка с обязательной обратной связью. Мониторинг позволяет не просто регистрировать
состояние развития ребенка в данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и коррекции нарушений и
отклонений в развитии. Цель педагогического мониторинга – обобщение и анализ информации о состоянии общего развития
для осуществления оценки, планирования коррекционно – развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования
конечного результата.
- Оздоровительный маршрут ребенка включает индивидуальный двигательный режим, закаливающие процедуры,
физическую нагрузку и лечебно-профилактические мероприятия для ребенка.
- Сетка занятости ребенка, где указывается последовательность введения ребенка в общую со всеми детьми деятельность;
- Реализация индивидуального маршрута, где указывается тема, содержание, результат занятия и что необходимо
доработать.

- Ведется динамический лист наблюдения, где вносятся все изменения. Цель такого наблюдения – коррекция компонентов
образовательного процесса, выбор оптимальных форм его организации. Имея представление о желаемом результате в виде
конкретных критериев эффективности, в зависимости от результатов промежуточного

обследования можно своевременно

вносить изменения в ИОМ, для более качественного осуществления образовательного процесса и действенности его для
ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья.
- Способы оценки успехов воспитанника - рекомендовано проводить оценку успехов освоения маршрута каждые три
месяца или по окончании какого-либо образовательного блока или этапа.
- Рекомендации по работе с родителями.
Эффективная реализация ИОМ позволит обеспечить позитивную динамику в личностном развитии ребенка. Несомненно,
такая работа потребует от педагога профессиональной компетентности и заинтересованности в процессе и результате своего
труда.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».